Связь веры и духовной культуры. |
25-05-2023 |
Выясним суть связи веры и духов-ной культуры. Философия свое время разработала понятие "духовное производство" для параметры про-ства идей, представлений, познаний, художественных ценностей. И речи-рно, продукты духовного производства в широком кому понимании и составляют элементы духовной куль-туры. В основе теологических концепций понимания духов-ной культуры лежит идея о определяющей роли ре-лиги в развитии цивилизации и культуры. Сравнительно пра-вославья данную идею в начале XX ст. развивал росий-ский духовный философ П. Флоренский (1882 - 1937 гг), который доказывал, что в точности вера создает культуру, представляет ее содержание, выполняет те же функции, что и искусство, наука, мораль. Производным тут етимо-логический вывод им понятия "культура" от слова "культ". Т.к. слово "культура" имеет корень "культ", считал православный мыслитель, то и сама культура, культурные ценности являются только производными культа. На дохристианских стадиях роста общества, по заключению П. Флоренского, человек ориентирует свое Деятельность на "материальные интересы", развивая ли-е материальной культуре. "Одухотворятися" душа лю-Дини начинает лишь после Иисуса Христа. С "Бого-явления" особое значение в духовно-историческом развитии приобретает София, Божественная Премудрость, которая выводит человека из состояния "духовного сна" и по-печивает развитие духовной культуры. П. Флоренский разрабатывает свою концепцию, которая заполучила имя "софоология" где пробует осветить духовность человека как результат действия Софд, что является промежуточным лан-кой м/у Богом и человеком, приближает I-ой до последней и возвращает последнюю к I-ой. Он определенным способом отрицал творческую деятельность человека как истинного творца культурных ценностей, за вычетом динамизма исторического роста куль-туры. Нынешние православные богословы, следуя Флоренским, определяют духовную культуру как незем-не, сверхъестественное явление, ограничивают ее лишь религиозным лургической идеями и морально-религиозными требованиями. При этом не учитываются материальная основа! культуры, ее значение, неразрывное единство материи-альной и духовной сторон культуры. Такая мнение есть в католической и про-тестантський культурологии. В том числе, в пастырской конституции, одобренной II Ватиканским собором (1962-1965 гг), подчеркивается, что христианское вероучение обновляет и очищает духовную культуру, поднимая ее развитие на новую ступень. Хотя-стантська теология тоже рассматривает религию как суб-станцию духовной деятельности человека, как форму осмысления и правильного восприятия культурных ценностей. В собственную очередь, мусульманские культурологи назы-вают ислам "цивилизаторской религией" и утверждать-ют, что всем достижениям в науке, культуре мусуль-Манский мир должен ислама. Так, приведенные богословские системы счи-жают религию той единственной основой, лишь на основе которой могла появиться и достичь высот религиозная куль-тура. С научной точки зрения, религиозная культура выступает механизмом передачи накопленных обществом рез-номанитних ценностей и традиций, охватывает сферу ду-ховного производства, куда входят подобные формы обще-ветственно сознания, как философия, искусство, политика, право, наука, этика, в т . ч. вера. Научная концепция исходит из органического единства духовной и материальной культуры. При этом подходе преобладающая роль стоит-ется материальным основам культуры.
Интересно: Гипотезы о происхождении иудаизма
Богослужение является неотъемлемой частью христианской жизни
Основные тексты иудаизма
Тора, как ядро иудаизма в ее религиозном толковании
Священные тексты иудаизма
Добавить комментарий: |
Новости:• Съезд раввинов перенесён
 |
Объявленный на сегодня в Московском еврейском общинном центре съезд раввинов России переносится на неопределенный срок. |
• "Москва еврейская" - экскурсия в дни холь-а-моэд Песаха
 |
Москвичи и все, кто хоть однажды был в Москве, прекрасно знают старинный район Зарядье, расположенный в самом центре столицы. Именно здесь в начале прошлого века складывалось ядро московской еврейской общины. |
• Раввин Раскин посетил Месивту
 |
Раввин Егошуа Раскин из Кирьят Малахи (Израиль) находится в Москве проездом. Однако это не помешало ему прийти в московскую еврейскую школу для мальчиков "Месивта", чтобы пообщаться с ребятами. |
Новые публикации: |