Связь веры и духовной культуры. |
22-01-2023 |
Духовной культуре свойственны определенные черты: во-на имеет историческую обусловленность, фиксирует национальные черты, включает общечеловеческие ценности. Все это характерно для всех феноменов духовной культуры, в т. ч. для веры, которая тоже создается человечеством и служит человечеству. Итак, вера является сложным духовным образованием. Отметим, что до недавних пор наша литература оказывала ей крайне упрощенную оценку. Вера опреде-чалась как система "невежественные" представлений о мире и человеке. Как особая система духовной деятельности людей, вера имеет собственную специфическую структуру, В ней возможно выделить следующие основные элементы, как духовная сви-городу, духовные отношение, духовный культ, духовные организации. Религиозное сознание включает 2 взаимосвязанных-них и одновременно сравнительно самостоятельных уровня: духовные психологию и идеологию. Духовная психология - совокупность присущих массе верующих представлений, ощущений, настроений, привычек, тради-ций, связанных с определенной системой религиозных идей. Духовная идеология - вроде бы стройная система идей, разработкой и пропагандой которых занимает-ся духовные организации, профессиональные богословы и служители культа. В историческом аспекте духовные психология и следует-ология становятся ступеньками роста веры. Духовная идеология в современных религиях включает теологию, или богословие, богословские концепции экономики, права, искусства, политики, религиозную фи-лософию такое. Важнейшей частью религиозной идеологии есть теология. Она формулирует подтверждения идеи Бога, Дает систематизированное изложение религиозных взглядов на мир, человека в мире, смысл ее бытия. Источником идеологии любой веры является ее святое пи-писания (Тригатака - у буддистов, Библия - у христиан, Коран - у мусульман и проч.). Главной общественной функцией веры является функция иллюзорно-компенсаторная. Вера для верующего - на-самперед компенсация (пускай даже иллюзорная) всех тягот его земного бытия. В сознании религиозного человека случается превращение тяжелой действительности в виденье картин райского бытия, идеального мира, где царят равенство и свобода. Лозунг, что вера является "опиумом народа", авторы ряда работ по философии рассматривали как главный довод в пользу отрицания веры. Хотя в сегодняшнем обществе есть необходимость наслаждения, снятия психологического напряжения, вызванного условиями повседневного бытия. Уничтожение этого - пускай иллюзорной - компенсации бу-ло бы актом жестокости. И возможно согласиться с тем, что речь может идти не об уничтожении веры, а о замещении ее прочими компенсаторами, которые имеют гуманистическое содержание. Хотя требуется учитывать и иное. В первую очередь, наиглавнейшая идея любой веры - идея Бога как отражение абстрактного человека - не лишу-на гуманизма. Во-вторых, глобальный гуманизм не отрицает всех существующих верований, национальных традиций, обычаев, миропониманий, сложившихся и др.., Также, он их предполагает и на них основывается. По этой причине, говоря о перспективах веры, речь мо-жет идти только о ее эволюции.
Интересно: Иудаизм испано-арабского периода
Богослужение является неотъемлемой частью христианской жизни
Исследования текста Торы
Иудаизм как национальная религия евреев
В течение нескольких лет в Украине было создано 120 культурологических еврейских центров и организаций
Добавить комментарий: |