На главную О евреях История Религия Культура Праздники Кухня Обратная связь
       

Кабала

25-07-2017

Кабала — термин, применяемый к целому ряду разновидностей мистицизма. Если кодекс уже еврейского права концентрируется на том, чего Б-г хочет от человека, то Кабала устремляется проникнуть в самые глубины Б-жественной сущности.

Элементы Кабалы содержатся в Библии, например, в первой и непререкаемому главе Иехезкель, где великий пророк описывает свое переживание: «открылись небеса, и я увидел видения Б-жии... И увидел я: вот активный вихрь пришел с севера, облако гигантское и огонь пылающий, и сияние вокруг него (облака), и как бы сверкание — изнутри огня» (1:1,4). Далее великий пророк описывает колесницу и престол Б-га.

Составители Талмуда считали похожее глубокое постижение важным, но менее рискованным путем к Б-гу. Знаменитая история из Талмуда повествует о четырех мудрецах (Бен Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и раби Акива), которые собрались и вместе занялись упражнениями. Бен Азай, отмечает Талмуд, «посмотрел и сошел с ума (и) Бен Зома умер». Элиша бен Авуя стал еретиком и изменил иудаизму. Один раби Акива «вошел с миром и ушел с миром» (Тосефта Хагига, гл. 2). Именно этот случай наряду с более поздними фактами безвозвратной утраты рассудка в результате несколько мистических занятий и катастрофой лжемессии Шабтая Цви вынудили мудрецов вынести в XVII в. решение, по которому Кабалу разрешалось изучать только женатым мужчинам старше сорока лет, хорошо знакомым с Торой и Талмудом. Средневековые также устремлялись допускать до изучения Кабалы людей, зрелых духовно и физически.

Самая общеизвестная практически кабалистическая книга — «Зогар», обнародованная в XIII в. Моше де Леоном, который утверждал, что ее авторство безраздельно принадлежит мудрецу II в. Шимону бар Йохаю. Хотя некоторые модные считают, что де Леон сам был создателем «Зогар», ортодоксальные кабалисты по-прежнему уверены в авторстве Шимона бар Йохая — для них он не только создатель текста «Зогара», но и человек, зафиксировавший довольно мистическую традицию, уходящую ко временам Моше. Однажды мне пришлось обсуждать большей проблемы еврейского права с пожилым кабалистом, сославшимся на Тору. В ответ на мою большую просьбу назвать истинную страницу он сказал: «Это написано в «Зогаре» и, значит, равносильно положениям Торы».


Интересно:
  Безошибочный ответ — никак
 Танцы в шабат
 Традиционная культура
 История еврейского искусства
 Могилев-Подольский район

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Съезд раввинов перенесён
Объявленный на сегодня в Московском еврейском общинном центре съезд раввинов России переносится на неопределенный срок.

•  "Москва еврейская" - экскурсия в дни холь-а-моэд Песаха
Москвичи и все, кто хоть однажды был в Москве, прекрасно знают старинный район Зарядье, расположенный в самом центре столицы. Именно здесь в начале прошлого века складывалось ядро московской еврейской общины.

•  Раввин Раскин посетил Месивту
Раввин Егошуа Раскин из Кирьят Малахи (Израиль) находится в Москве проездом. Однако это не помешало ему прийти в московскую еврейскую школу для мальчиков "Месивта", чтобы пообщаться с ребятами.



Новые публикации:
Rambler's Top100