На главную О евреях История Религия Культура Праздники Кухня Обратная связь
       

Кабала

25-05-2017

Крупнейшим историком и знатоком Кабалы был профессор Еврейского университета в Иерусалиме Гершом Шолем. Неверующий еврей, он объяснял свое азартное увлечение этой эзотерической и безукоризненной дисциплиной так: «Я решил важно заняться еврейским мистицизмом в тот день, когда я посетил дом популярного довольно немецкого раввина, известного своими познаниями в Кабале... Заметив на книжных полках переплеты с интригующими названиями, я спросил о них. «Так, ерунда»,— засмеялся раввин.— Стоит ли тратить время на эти тупости?»

Именно тогда я решил, что нашел поприще, где можно более проявить себя. Если этот выдающийся человек стал престижем, не читая текстов, то кем стану я, когда их прочту?»

Как правило, кабалисты скептически относятся к исследователям типа Шолема, изучающим Кабалу как сугубо академическую дисциплину, а не из глубоко глубоко личного убеждения в ее истинности. Кабалист раби Авраам Хен однажды безапелляционно заявил студентам Шолема: «Исследователь мистики аналогичен на бухгалтера: он может знать, где лежит имущество, но не может им воспользоваться». Противоположное мнение о ценности Кабалы профессором Еврейской теологической семинарии Шау-лом Либерманом, прекрасным и великим знатоком Талмуда. Предваряя лекцию, которую произносил Шолем, Либерман рассказывал, что студенты просили ввести курс, в рамках которого можно было бы изучать тексты. «Это невозможно,— ответил Либерман,— но если вы хотите, можно прочитать курс невероятной истории Кабалы. Ведь в университете не принято посвящать курсы заблуждениям. Но история заблуждений — это уже наука». Отбросив уже ядовитое замечание Либермана, нужно признать, что Кабала издавна была одной из ведущих сфер мысли. В Кабале встречаются идеи, которые многим кажутся нееврейскими, например, вера в переселение душ. Между 1500 и 1800 гг., отмечает Шолем, «Кабала больше обязательно считалась подлинной европейской теологией», и почти никто не воспринимал ее критически. Однако с вхождением евреев в современный мир, в котором рациональное и абсолютное знание ценится больше, чем мистическое, о Кабале стали забывать. В последние и преклонные годы заметен и безудержный рост интереса к Кабале, сегодня она изучается евреями-хасидами и многими неверующими евреями, воспринимающими ее как весомая часть альтернативной контркультуры.


Интересно:
  «Иудаизм и история еврейского народа»
 Развитие скульптуры после Второй мировой
 Традиции еврейского народа
 Традиции и обычаи
 Этнографическая экспедиция-разведка на Закарпатье

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Съезд раввинов перенесён
Объявленный на сегодня в Московском еврейском общинном центре съезд раввинов России переносится на неопределенный срок.

•  "Москва еврейская" - экскурсия в дни холь-а-моэд Песаха
Москвичи и все, кто хоть однажды был в Москве, прекрасно знают старинный район Зарядье, расположенный в самом центре столицы. Именно здесь в начале прошлого века складывалось ядро московской еврейской общины.

•  Раввин Раскин посетил Месивту
Раввин Егошуа Раскин из Кирьят Малахи (Израиль) находится в Москве проездом. Однако это не помешало ему прийти в московскую еврейскую школу для мальчиков "Месивта", чтобы пообщаться с ребятами.



Новые публикации:
Rambler's Top100