На главную О евреях История Религия Культура Праздники Кухня Обратная связь
       

Достоевский Ф.М. Еврейский вопрос (статья)

22-03-2017

Видите ли, чтобы существовать сорок веков на земле, то есть почти весь исторический бурный период человечества, да еще в таком плотном и нерушимого единении; чтобы расходовать столько раз свою территорию, свою политическую независимость, законы, почти даже религию, - терять и всякий раз снова соединяться, опять возрождаться в прежней идее, хоть и в ином типе, опять творить себе и законы и почти религию - нет, такой живучий народ, такой необычайно сильный и энергичный народ, такой беспрецедентный в мире народ не мог существовать без государства в государстве , который он хранил всегда и везде, во время самых некрасивых, тысячелетних рассеянный и гонений своих. Говоря о государстве в государстве, я вовсе не обвинение какое-нибудь хочу возвести. Но в чем, однако, заключается это государство в государстве, в чем пребывает-неизменная и грандиозная идея его и в чем суть этой идеи? Выкладывать это было бы долго, да и невозможно в коротенькой статье, да и невозможно еще и по той же причине, что не настали еще все времена, несмотря на протекшие сорок веков, и окончательное слово человечества об этом грандиозном племени еще впереди. Но не вникая в суть и в глубину предмета, можно успешно изобразить хотя некоторые признаки этого государства в государстве, по крайней мерке, хоть наружно. Признаки эти: отчужденность и отчудимость на степени высоко религиозного учения, неслиянность, вера в то, что существует в мире лишь одна глубоко народная личность - еврей, а другие хоть есть, но все абсолютно равно надо считать, что как бы их и не существовало. "Выйди из народов, и склады свою особь и знай, что с этого времени ты единственный в бога, других вон, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все безропотно покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не ходи ... И даже когда лишишься земли своей, политической своей личности, даже когда жутко рассеян будешь по лицу всей земли, и между всеми народами - все равно, - верь всему тому, что тебе обещано, раз навсегда надейся тому, что все сбудется, а пока проживи, гнушайся, единись и эксплуатируй и - жди, жди ... " Вот суть грандиозной идеи этого государства в государстве, а потом, конечно, есть внутренние, а может быть, и таинственные законы. Ограждающие эту идею.

Вы говорите, господа глубоко образованные евреи и оппоненты, что уже это-то все вздор и что "если и есть государство в государстве (то есть было, а теперь - так остались самые бессильные следы), то единственно лишь жестокого гонения привели к нему, гонения породили его , религиозные, с средних веков и раньше, и появилось это государство в государстве лишь из чувства самосохранения. Если же и продолжается, особенно в России, то потому, что еврей еще не сравнимый в правах с коренным населением ". Но вот что мне кажется: если бы он был и перевирюеться в правах, то ни за что не отказался бы от своего государства в государстве. Мало того: приписывать государство в государстве одним лишь гонениям и чувство самосохранения - недостаточно. Так и не хватило бы упорства в самосохранения на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли менее политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение ценится основной причиной, а некая идея, движущая и притягательная, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах вымолвить ни своего последнего слова, как я сказал больше. Что религиозный-то характер тут есть преимущественно - этого уже несомненно. Что свой промыслитель, под крупным именем бывшего первоначального Иеговы, с своим идеалом и с своим обетом неуклонно продолжает вести свой народ к цели твердой - это-то уже светло. Да и нельзя, повторю, даже и представить себе еврея без бога, мало того, не верю я даже в образованных евреев безбожников: все они одной сути, и еще бог всесторонне знает чего ждет мир от евреев образованных! Еще в детстве моем я читал и слышал о евреях легенду о том, что они-де и теперь неуклонно дожидаются мессию, все, как самый низший жид, так и высокий и ученый из них, философ и кабалист-раввин, что они надеются все, что мессия соберет их опять в Иерусалиме и уничтожит все народы мечом своим к их подножию; что за-тому-то-де евреи, по крайней мерке в огромном и абсолютном большинстве своем, предпочитают лишь одну профессию - торг золотом и много что обработку его, а все это вроде для того, что когда придет мессия, то чтоб не иметь абсолютно нового отечества, не быть прикрепленным к земле Иноземцев, обладая ею. а мать все с собой только в золото и драгоценности, чтобы комфортнее унести, когда


Интересно:
 Потеря еврейства
 Древнейшая часть Торы называется Талмуд
 Роль женщины в израильском обществе
 Критерии еврейства
 Еврейство по рождению

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Съезд раввинов перенесён
Объявленный на сегодня в Московском еврейском общинном центре съезд раввинов России переносится на неопределенный срок.

•  "Москва еврейская" - экскурсия в дни холь-а-моэд Песаха
Москвичи и все, кто хоть однажды был в Москве, прекрасно знают старинный район Зарядье, расположенный в самом центре столицы. Именно здесь в начале прошлого века складывалось ядро московской еврейской общины.

•  Раввин Раскин посетил Месивту
Раввин Егошуа Раскин из Кирьят Малахи (Израиль) находится в Москве проездом. Однако это не помешало ему прийти в московскую еврейскую школу для мальчиков "Месивта", чтобы пообщаться с ребятами.



Новые публикации:
Rambler's Top100