На главную О евреях История Религия Культура Праздники Кухня Обратная связь
       

Раскаяние/Тшува

04-06-2017

Однажды я видел карикатуру, которая изображала папы, который рассматривает дневник сына, заполненный и необычайно скверными отметками. Отец ругается, а сын спрашивает: "Что это, папа: наследственность или окружение? Кроме наследственности и окружения иудаизм придает исключительно большое значение третий фактор, влияющий на поведение человека - души. Понятие о душе, имеет волю воли, объясняет, почему по-разному может постоянно сложиться судьба двух братьев, имеющих одних родителей и выросли в одинаковом окружении, один превратился в преступника, а второй остается человеком, а иногда даже делается святым. Ведь именно душа разрешает выдающемуся человеку каяться.

Большинство евреев крепко связывают раскаяния с осенними праздниками. Десять дней между началом Рош-Гашана и до конца Иом-Кипур именуются асерет немее тшува, Десять дней раскаяния. Но посещение синагоги в эти дни, даже сопровождается необычайно искренним раскаянием, дает извинение лишь грехов против Б-га. Талмуд обучает: "День искупления прощает грехи против Б-га, а не против человека, пока потерпевшая сторона не получит возмещения" (Мишна, Йома, 8:9).

Последнее условие ("пока потерпевшая сторона не получит возмещения") предусматривает, что по крайней мерке одно преступление - убийство - не может быть раскаянием, поскольку абсолютно невозможно возместить ущерб. Это жесткое правило отличает абсолютное большинство еврейских мыслителей от их христианских коллег.

В книге Шимона Визенталя "Подсолнух" (1956) является автобиографический эпизод, повествующий об острой этической дилемме, вставшей перед этим разоблачает нацистов. В конце борьбы, когда Визенталь был узником концлагерей, его отозвали с работы и привели к постели погибающего бойца. Солдат рассказывал Визснталю о своей жизни и, в частности, о том, что хотя в детстве был служкой в ??костеле, - потом поступил в СС. При вторжении в Польшу в одном городке он согнал евреев в дом и поджег. Теперь, в ожидании кончины, он понял чудовищность своего поступка и хочет смело получить прощение евреев. Визенталь ушел из комнаты молча. Через тридцать лет он направил всестороннее описание этого случая христианским и еврейским ученым и спросил: "Был я прав, не простив нациста? За некоторым исключением, христиане ответили, что необходимо было простить. Как говорил Густав Хейнеман, бывший немецкий министр юстиции: "Закон и справедливость, как бы важны они ни были, не могут существовать без извинения. Это качество, которое Иисус Христос добавил к справедливости". Евреи - тоже почти без исключения - заявили, что нацист не мог резко получить прощение. Ведь единственно кто мог его простить - это его жертвы, и поэтому извинение здесь невозможно.


Интересно:
 Именно во всех авраамических религиях есть десять заповедей
  «Иудаизм и история еврейского народа»
 Традиционная культура
 Эпоха Возрождения и искусство
 Могилев-Подольский район

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:


Новости:•  Съезд раввинов перенесён
Объявленный на сегодня в Московском еврейском общинном центре съезд раввинов России переносится на неопределенный срок.

•  "Москва еврейская" - экскурсия в дни холь-а-моэд Песаха
Москвичи и все, кто хоть однажды был в Москве, прекрасно знают старинный район Зарядье, расположенный в самом центре столицы. Именно здесь в начале прошлого века складывалось ядро московской еврейской общины.

•  Раввин Раскин посетил Месивту
Раввин Егошуа Раскин из Кирьят Малахи (Израиль) находится в Москве проездом. Однако это не помешало ему прийти в московскую еврейскую школу для мальчиков "Месивта", чтобы пообщаться с ребятами.



Новые публикации:
Rambler's Top100